facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Global international scientific
analytical project

СОВРЕМЕННЫЙ БЕЛОРУССКИЙ КИНОПРОКАТ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Автор Доклада: 
Калинкина О.А.
Награда: 
СОВРЕМЕННЫЙ БЕЛОРУССКИЙ КИНОПРОКАТ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ БЕЛОРУССКИЙ КИНОПРОКАТ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Калинкина Оксана Андреевна, аспирант
Белорусская государственная Академия Искусств

Изменение типа и обустройство кинематографического персонажа в современном рыночном обществе. Его влияние на зрительскую аудиторию. Возможность прогнозировать поведение зрителя относительно экранного героя продиктованного коммерческим успехом экранного произведения.
The change of type and placement of cinematographic character in the modern market society. Its influence on the viewer. Possibility of forecasting of the viewers' reaction to the cinematic character dependent on commercial success of the movie.

Ключевые слова: кинематограф, зритель, кинопроизводство, кинорынок, кинематографический персонаж, кино герой, фильм.
Keywords: cinema (motion picture), cinemagoer, production, film market, film production, character, cinema hero (leading part), film (picture) cinemagoer/viewer, lead character, hero.

Кинематограф, как техническое искусство, порожденное современной эпохой, являет собой не только вид искусства, но и целую индустрию, предполагает разветвленную систему производства, подготовки кадров, финансирования и т.д. Это сложная система, требующая больших финансовых затрат, специального технического оснащения, целого коллектива людей, специально подготовленных по различным специальностям. И в тоже время, кинематограф является инструментом в руках кинопроката - мощным средством массовой коммуникации. Подобный статус означает не только высокий престиж кино, но и значительную ответственность проката за его содержание перед обществом.
Посреднические функции кинопроката намного сложнее, чем могут показаться на первый взгляд, так как поведение зрителя находится в руках кинопроката. Кинопрокат способен не только собирать сегодняшнюю абстрактную аудиторию, ориентированную на развлечения, и избалованную новыми технологиями, но и формировать зрителя завтрашнего, с его предпочтениями и желаниями подражать своему экранному герою. [4]
До реорганизации отечественной кинематографии в 1989 году все направления исследований, в области кинопроката, были заданы и заранее пред¬решены идеологическим отделом ЦК КПСС. По этой причине никаких дополнительных вопросов просто не могло быть. Но, также, после изменений в кинопроизводстве и системе проката в 1988–89 гг. и, особенно, после перехода всей экономики страны к качест¬венно новым отношениям в 1992 – 1993 году, перед исследователями кинемато¬графа появилось много вопросов идейно-методологического характера. Одним из таких вопросов стал вопрос изучения действия «возвратных механизмов»[1] на кинорынке и главной его составляющей - поведения зрителя.
Типология кинорепертуара начала 90-х качественно изменилась. Если раньше (в 70-х – первой половине 80-х годов) в жанро¬вой структуре его преобладали киноповести и кинодрамы, то к 90-м годам они практически исчезают из кинопроката и кинопроизводства, их место прочно занимают «популярные жанры»[1], среди которых выделяются разного рода боевики, триллеры, эротические ленты и комедии. На их долю пришлось около 80% демонстрирующихся картин.[1] Оставшееся экранное время в равной степени распределилось между ме¬лодрамами, детективами, триллерами и приключенческими лентами.
В целом, проблема обустройства кинематографического персонажа в современном рыночном обществе, условно названном «обществом потребления», вытеснила с киноэкранов духовные искания киногероя прошлых лет, заключавшиеся в сопоставлении и анализе различных общественных структур. Этот тип героя киноэкрана изменился вместе с типологической структурой репертуара. ?5?
Современный период является сложным периодом формирования как кинопродукта, кинопроката, так и формирования зрительской аудитории. Кинематограф является живым, постоянно развивающимся и меняющимся организмом. Он как индикатор реагирует не только на развитие информационных технологий, но и на различные изменения в обществе.
Изучая репертуар столичных кинотеатров, несложно предсказать тип поведения завтрашнего среднестатистического молодого человека. Об этом свидетельствуют повальные увлечения, в молодежной среде, бодибилдингом, после фильмов с участием Арнольда Шварценеггера, или, к примеру, восточными единоборствами, после целого ряда фильмов при участии Джеки Чана и Брюса Ли. И таких примеров огромное множество, когда экран диктует моду на поведение, предметы быта, и даже отдельных слов и фраз, произнесенных экранным героем.
Тот факт, что предпочтения зрителя могут быть разнообразны, но зрительская реакция может быть определена, и в определенной степени запрограммирована, на всех этапах развития кинематографа используется по-разному. Выбирая аудиовизуальный продукт для просмотра, зритель не ограничивается кратким сравнительным анализом репертуарной афиши отдельно взятого кинотеатра. Он соотносит свою эмоциональную и эстетическую потребность с репертуаром или программой, всех доступных ему средств аудиовизуального распространения экранного искусства. Зритель считает, что ему предоставлена свобода выбора.[5]
Погружение зрителя в экранную зависимость не начинается с момента непосредственного взаимодействия: экран – зритель. Она начинается задолго до момента принятия решения о выборе зрителя. Поскольку реклама, киноафиша, программа, любая PR-акция по отношению к аудиовизуальному произведению, предваряя показ, вводит зрителя в некий контекст, равно как и по окончании показа, продолжая существовать. ?3?
В настоящий период кино для зрителя становится особым видом искусства. Оно стало мифологизированным настолько, что «границы между иллюзией и реальностью становятся абсолютно проницаемыми» ?7?. Информационные технологии предлагают все большие возможности для реализации режиссерских идей. Самые невероятные события – космические монстры, иные миры, глобальные катастрофы, невероятные способы убийства, созданные при помощи новейших технологий, обладают удостоверяющей силой. Свойство кинематографа, сочетать в себе технический аспект (фиксировать на пленку предметы и события) и художественное освоение этой действительности, предполагает различную степень вмешательства автора в реальность (от минимального в хронике [2] до максимального в 3D-6D анимации [6]). Зритель погружается в смоделированную реальность видения окружающего мира, не требующего самостоятельного осмысления и анализа. Все это уже предоставляется экраном. Современный зритель все более возвращается к формам инфантильного контакта с действительностью. Он получает готовую картину мира, постепенно вытесняя свою собственную.[8] Современный экранный мир лишен унылости повседневного существования. Зритель обладает безграничными возможностями по перемещению во времени, наполнен острыми страстями и незабываемыми образами. Но никогда прежде переживания явления искусства не подменяло реальный человеческий опыт, никогда экранный условный мир не заслонял собственное чувствование жизни. В связи со стремительным развитием технологий современный зритель теряет грань между реальным миром и миром экрана.
Кинопрокат имеет большое значение в области формирования героя сегодняшнего дня на внутреннем рынке страны. И здесь можно отметить следующее. На основании данных репертуарных планов-афиш за 2000–2010гг., был проведен контент-анализ фильмов, демонстрировавшихся в кинотеатрах Минска, столицы Беларуси. Среди картин, подвергшихся экспертной оценке, оказались фильмы США (включая со¬вместные), отечественные, европейские, российские, и др. Изучение содержания фильмов основывалось на качественно-количественных мето¬дах, принятых в мировой социологии, без претензий на киноведческий анализ репертуара.
Анализ показал, что чаще всего киногероями являются мужчины (89% фильмов). В большинстве случаев герои молоды (74%), реже – средних лет (15%). Довольно немногие из них имеют семью (8%).
Часто главный герой является представителем закона и власти – полицейским, детективом, адвокатом, шерифом, сотрудником милиции и пр. (36%) или, наоборот, представителем «противополож¬ной» стороны – преступником, членом мафиозной группировки, боевиком, проституткой и пр. (12%). В американских фильмах последние встречаются даже чаще – в каждом четвертом фильме (25%). Та¬ким образом, доминирующий социальный тип киногероя на экранах кино¬театров – это молодой одинокий мужчина, имеющий подружку, но не проявляющий интереса к «узам брака», либо стоящий на страже закон¬ности и порядка, либо их нарушающий.
Преобладающим типом отношений между героями являлись различ¬ные виды противостояния или открытая борьба (64%). Практически в каждом третьем фильме (34%) герой находился в поединке с «врагом», практически в каждом втором (54%) – с враждебными группировка¬ми (силами). Реже героев связывали чувство любви, партнерство (сотруд¬ничество) или дружба (11%).
Анализ показывает, что руководящим мотивом и стимулом в действи¬ях киногероев чаще всего выступают необходимость защиты и сохранения жизни (49%).
При достижении своих целей, киногерои в большинстве случаев проявляют деловитость, предприимчивость, изобретательность (52%) и благородство (40%). Для них характерна также внеш¬няя привлекательность, физическая красота (78%).
Герои голливудских коммерческих фильмов кроме деловитости, благородства и привлекательной внешности, часто демонстрируют физическую силу и умение с ее помо¬щью постоять за себя (72%). Вместе с тем, эти герои иногда проявляют такие качества, как агрессивность, жестокость, злобность (24%), эгоизм (12%) и хитрость (42%).
Таким образом, доминирующий тип киногероя, предлагаемого сегодняшнему зрителю репертуаром столичного кинотеатра – молодой мужчина, довольно приятной наружности, хорошо физически сложенный, ориентированный на борьбу и выжива¬ние. Кроме необходимости зашиты и сохранения жизни, верность долгу, им движет лю¬бовь, но ни в коей мере супружеские обязанности или отцовство, или жажда мести. В большинстве случаев он предприимчив, изобре¬тателен, бывает агрессивен.
Подобный тип героя нравился большинству посетителей кинотеатров (84%). У многих он вызывал симпатию (56%), у некоторых – сочувствие (11%), восхищение (44%), желание подражать (37%).
Итак, если практически третья часть зрительской аудитории желает подражать герою, которого они сегодня видят на экране, еще большая часть восхищается им, не говоря уже о той огромной части зрителей у которой этот герой просто вызывает симпатию, а современный зритель это, как правило, молодой человек в возрасте от 13 до 30 лет, то и производители со всей ответственностью должны подойти к вопросу о том, кому сегодняшнему зрителю подражать, и какими способами популяризировать героя.[4]
Желание подражать рождает эффект популярности, поднимает престиж студий, которые затрачивают усилия и финансы на то, чтобы сотворить этого героя, и всеми доступными методами сделать его узнаваемым, не только на территории своей страны, но и за пределами. Кинопрокат, в свою очередь, должен четко представлять, какого героя он несет в массы. И кому будет подражать завтрашний зритель.
Кинематограф практически полвека занимал особое место среди средств миропознания, оказавшись уникальным в сравнении с традиционными путями получения информации. В современном мире именно экран является главным источником моделирования реальности, поставляющим не только новую информацию, но и ее чувственное ощущение, определяющим установку современного зрителя.
Комплексное исследование связей между производством и потреблением продукта экранного творчества показывает, как различные способы формирования экранного героя оказывали и продолжают оказывать влияние на изменения в киносети и кинопрокате, а так же определяют роль зрителя в отечественном кинопроцессе, что несет не только материальную прибыль, но и духовно-эмоциональную компенсацию обществу.

Литература:

  • 1. Васильев, С.С. Отечественный кинематограф на рубеже эпохи: история кризиса. 1986-1996 гг.. : На примере Краснодарского края : дис. …канд. ист. наук : 07.00.02. –М. : 2003. – 271с.
  • 2. Дробашенко, С. В. Проблемы теории документального кино: (17.00.03): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. искусствовед. – Москва, 1980. 43с. Всесоюз. гос. ин-т кинематографии.
  • 3. Калинкина, О.А. Кино-теле-прокат и его воздействие на зрителя. / Система ценностей современного общества/ Система ценностей современного общества: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 /под общей ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – 284 с. (101 -103с.)
  • 4. Калинкина, О.А. Роль кинопроката в экранной культуре : дис: 17.00.03 /О.А.Калинкина. Минск, 2011. — 81с.
  • 5. Калинкина, О.А. Специфические особенности кинематографа и его трансформация/Наука и современность — 2011: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Под общ. ред. С.С.Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011.—367с. (64 -67с.)
  • 6. Маньковская, Н. Б. Виртуальная реальность в искусстве и эстетике / Кино: Методология исследования. / – Москва: ВГИК, 2001. – 170с.
  • 7. Мошкович, М. Виртуальные студии. Техника и технологии. / – Жуковский: Издательство «ЭРА», 2001. – 216с.
  • 8. Муриан, В. М. Путешествие в самосознании человека XX века. / Кино: методология исследования. / – М.: ВГИК им. А. Герасимова, 2001. – 170с.
8
Ваша оценка: Нет Средняя: 8 (3 голоса)

Кинопрокат - действенное оружее идиологии.

Кинематограф создает произведение но его дальнейшая жизнь и продвижение в руках кинопроката. Поэтому рынок и кинопрокат стали диктовать свои условия создателям фильмов ориентируя их на зрительский вкус и его эмоциональные потребности. Автор провел большую иследовательскую работу и это следует оценить любому эксперту. Не хватает только интересных новаторских собственных выводов и умозаключений. Надеюсь встретиться с ним на страницах его новых научно- публицистических работ. А пока - хорошо.
Партнеры
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
image
 
 
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.
П
о
м
о
щ
ь
о
н
л
а
й
н
0